Вторник, 19.03.2024
МАОУ СОШ с УИОП села Шурмы
Меню сайта
Дневник ученика
Экстренные службы
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Спутник-Аналитика

Рекомендации психолога учителям, готовящим детей к ЕГЭ

Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены уверенные в успехе. У других экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но и иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе и тревоги. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.
В состоянии экзаменационной тревожности и стресса наблюдаются:
1.    Нарушение ориентации, понижение точности движений;
2.    Снижение контрольных функций;
3.    Обострение оборонительных реакций;
4.    Понижение волевых функций.
Соответственно, крайне необходима психолого-педагогическая помощь как во время подготовки, так и во время проведения ЕГЭ:
1.    Сосредотачивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.
2.    Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.
3.    Помогайте избежать ошибок.
4.    Поддерживайте выпускника при неудачах, не нагнетайте обстановку;
5.    Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить Единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
6.    Расскажите о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе тестирования.
7.    Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.
8.    Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности - это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.
9.    Оформите уголки для учащихся, учителей, родителей.

Как настраиваться и как относиться к ЕГЭ?
1.    Экзамен – это ситуация очень серьёзная и важная, но это не катастрофа. Готовься добросовестно, но не паникуй. Чрезмерная тревога только отнимет у тебя силы. Даже если результат будет не совсем таким, какой ты хотел бы получить, ничего страшного не произойдёт, мир не рухнет.
2.    Думай о том, что ты справишься с экзаменом, мысленно рисуй себе картину успеха. Это придаст тебе уверенности.
3.    Относись к ЕГЭ как к пробе сил. Разве тебе не интересно, насколько хорошо ты справишься с этим испытанием?
4.    Помни, что у ЕГЭ есть много «плюсов», по сравнению с традиционным экзаменом:
o    На ЕГЭ оцениваются фактические знания и умение рассуждать, а не умение преподнести знания;
o    Оценка максимально объективна;
o    Ты можешь работать по индивидуальной стратегии, выбирать задания в соответствии с тем, на какую оценку претендуешь;
o    По результатам ЕГЭ ты можешь поступить в вуз

Как готовиться к ЕГЭ?
1.    Готовясь к экзаменам, составь план занятий. Равномерно распредели весь материал и старайся ежедневно выполнять запланированное (учить билеты, решать задания).
2.    Перед занятиями подготовь свой письменный стол: убери всё лишнее, приготовь всё нужное (учебники, пособия, словари и справочники, тетради, ручки, карандаши и т.д.).
3.    Готовясь к экзаменам, не стремись заучивать наизусть весь учебник. Лучше составлять конспекты по каждой теме: план ответа, схемы, таблицы, рисунки, чертежи и т.д. Это позволит структурировать и упорядочить материал, запомнить его надолго. Основные формулы, понятия, даты можно выписать на листах и развесить над письменным столом, над кроватью, на кухне.
4.    Решай как можно больше тестовых заданий по предметам (есть множество сборников с вариантами заданий ЕГЭ). Так ты приобретёшь опыт и уверенность.
5.    Решая тесты, засекай время. На задания из части А в среднем должно уходить по 2 минуты.
6.    Если ты хорошо запоминаешь на слух, то проговаривай материал, проси родителей или друзей прочесть тебе, выслушать твой ответ.
7.    К устному экзамену полезно готовиться, отвечая вслух перед зеркалом. Ты привыкаешь к тому, как выглядишь во время ответа, как звучит твой голос.
8.    Не пренебрегай помощью, которую предлагают тебе твои учителя: посещай факультативы, дополнительные занятия, консультации. На них ты можешь задать вопросы, возникшие у тебя во время самостоятельной подготовки.
9.    Ответственно отнесись ко всем инструктажам о ЕГЭ, которые проводятся в школе.
10.    Чередуй занятия с отдыхом. Делай 10-минутный перерыв после каждых 40 минут занятий. Лучший отдых – смена деятельности. Поэтому в перерыве можно сделать зарядку, принять душ, послушать музыку, потанцевать, перекусить, помыть посуду, полить цветы, поиграть с младшим братом или сестрой, с домашним животным, сделать гимнастику для глаз (конечно, не всё сразу, а то до занятий дело вообще не дойдёт). Вечером полезно немного прогуляться и перед сном не садиться за учёбу, иначе может нарушиться сон. Во время отдыха глаза тоже должны отдыхать, поэтому не стоит сидеть перед телевизором или за компьютером. А вот спорт поможет восстановить энергию и снять нервное напряжение.
11.    Помни, что тебе сейчас как никогда необходимо правильно питаться. Ешь рыбу, творог, орехи, курагу, овощи, рис, фрукты, мясо, растительное масло, принимай витамины.

 

Как работать с тревожным учеником
 

Средний уровень тревожности у сегодняшнего школьника значительно превышает тот, который психологи получали при обследовании детей несколько лет назад. Ритм современной жизни, вечно занятые родители, трансформация школьных программ и требований, видоизменение социального статуса ребенка (прием в школу, переход из начальной школы в среднюю и пр.), изменение социального окружения и многое другое – вот те проблемы, с которыми приходится сталкиваться современному ребенку. Дети более чувствительны, чем взрослые, и, как следствие, они оказываются более незащищенными, чаще начинают испытывать тревогу, беспокойство.
Что такое тревожность, каковы ее причины возникновения, и как взаимодействовать с тревожным ребенком педагогу?

ТРЕВОЖНОСТЬ, ТРЕВОГА, СТРАХ:
Различение понятий
 В применении этих понятий возникает постоянная путаница. Пожалуй, не всякий образованный человек сможет внятно объяснить, чем отличаются между собой страх, тревога и тревожность. А между тем содержание этих понятий, по-видимому, далеко не одно и то же.
 Тревога – эпизодическое проявление беспокойства и волнения, физиологическими признаками которых являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ощущение кома в горле, слабость в ногах.
 Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
 Страх – одна из специфических эмоций человека, которые входят в состав тревоги.
  Проще говоря:
 Тревога – это эмоциональное переживание.
Тревожность – психологическая особенность.
Страх – специфическая эмоция.

Причины возникновения  тревожности
 1.Семейное воспитание.  Такие виды нарушений в отношениях к ребенку как гипоопека и гиперопека, наличие повышенных ожиданий и требований, которым ребенок не может соответствовать, полное попустительство,  а также нарушение взаимоотношений взрослых между собой приводят, как правило, к формированию у ребенка чувства тревоги. Семьи с такими взаимоотношениями не дают детям переживания межличностной надежности, защищенности.
2.Взаимоотношения с педагогами. Неблагоприятные отношения, конфликты, грубость и нетактичное поведение педагогов по отношению к детям часто рассматриваются как одна из основных причин тревожности. Непрофессиональное поведение педагога влияет на общий уровень тревожности всего класса, существенно повышая его. Бестактность педагога, больно ранящая всех детей, оказывается наиболее губительной для тех, кто уже имеет тревожность или находится в «тревожной готовности».
3.Эмоциональный опыт. Устойчивая тревожность свидетельствует о наличии у человека неблагоприятного эмоционального опыта. Для тревожных детей и подростков, в отличие от эмоционально благополучных, характерно неумение учитывать условия. Они часто ждут успеха в тех случаях, когда он маловероятен, и одновременно – не уверены в нем даже тогда, когда вероятность достаточно высока. Они ориентируются не на реальные условия, а на какие-то внутренние предчувствия, ожидания, надежды и опасения. В результате такие дети действительно значительно чаще переживают неуспех, чем их нетревожные сверстники, что ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта и соответственно – к повышению тревожности.

Особенности поведения тревожных детей
 - Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью.
- Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.
- Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.
- У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы педагога тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Во время ответа на вопрос ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.
- Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.
- Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.
- У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидят аккуратно, стараются не делать 

лишних движений, не шуметь, предпочитают не обращать на себя внимания окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми.

Музыкотерапия – нетрадиционный метод оздоровления

Все мы прекрасно знаем о том, что музыка способна поднять настроение, или его испортить, вызвать бурю эмоций (как положительных, так и отрицательных), расслабить или активизировать. Учёные доказали, что влияние музыки на человека намного больше, чем мы могли бы себе представить. В настоящее время музыку используют и в терапевтических целях – для укрепления соматического здоровья человека.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
 В ходе проведенных исследований были установлены следующие факты:
 - Музыка влияет не только на центральную нервную систему, но и на функции других жизненно важны физиологических систем человека: мышечную, пищеварительную, респираторную и др. Она повышает и понижает мышечный тонус, оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови и т.д. Стимулирует появление эмоций, улучшает вербальные и арифметические способности, стимулирует процессы восприятия и памяти, активизирует творческое мышление и т.д.
- Музыка действует избирательно – в зависимости не только от ее характера, но и от инструмента, на котором она исполняется.
 Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Сегодня музыкальная терапия используется для уменьшения боли, страха, напряжения, повышения тонуса организма, лечения депрессии, для медицинской реабилитации и для сопровождения физических занятий.
Для эффективности музыкальной терапии ее применяют по определенным правилам, которые основаны на психофизиологических принципах более, чем на эстетических и художественных. Вот самые важные из них: 
1.Перед началом исполнения изучите информацию об исполняемом произведении. Необходимо знать его суть и структуру. Полезно узнать заранее текст исполняемого произведения.
2.Расслабьтесь - это поможет вам "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, хотите вы испытать успокаивающее действие или же стимулирующее и поднимающее настроение.
3.Важно правильно выбрать дозу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций. 
4.Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.
5.После прослушивания лечебной музыки отдохните некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное. 
6.Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман.

 

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Институт развития образования Кировской области
  • Кафедра ИКТ в ИРО Киров. обл
  • Федеральныq портал российского образования
  • Управление образованя Уржумского района
  • сайт Уржумского муниципального района
  • Гимназия г. Уржума
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz